Трудно переоценить в психосоматике такой процесс как прощение себя и прощение других, ибо в нём кроется такой мощный заряд высвобождающего и преображающего характера, который не только избавляет от кандалов вины, а и цепей обиды наряду с ощущением свободы, а и от других психоэмоциональных ограничений.
Но на практике — данный процесс инициации (а поистине это и происходит, когда мы задействуем все инструменты и органы чувств) не так прост, ибо ментальное и эмоциональное переживание, открывающее волны безусловной любви должно быть максимально прочувствовано телом и принято им как данность избавления и благодати. В противном случае, тело вновь будет воспроизводить привычные ему старые алгоритмы ввиду своей автоматичности с одной стороны, и в силу того, чтобы проверить насколько мы подвержены и реагируем на те же вызовы и раздражители, с другой.
В данном материале мы рассмотрим различные аспекты возможности прощения, как потенциально, так и на практике, как разрешающей и преображающей способности, позволяющей не только избавиться от старых травм, что особенно актуально в случае ПТСР* — посттравматического стрессового расстройства, так и непосредственно терапевтической составляющей в случае психосоматических заболеваний не связанных с травмами, но всё же содержащими в своей основе чувства вины и обиды, как якоря имеющихся проблем психического и физического/физиологического/биохимического характера.
СЕКРЕТЫ ПРИРОДЫ
Природа человека без сомнения сложна и слишком запутана, в особенности для неискушённого в её тонкостях.
Хорошая новость в том, что секреты раскрытия данной природы лежат практически на поверхности и нам стоит всего лишь соединить кажущиеся разрозненными фрагменты ума, эмоций, органов чувств, эндокринных желез с их тонкими или более плотными телесными соответствиями. И тогда мозаичная картина удивит своей стройностью, структурностью и упорядоченностью, даже если за всем этим синхронизмом кроется искажение в форме болезни.
Итак, не стану томить читателя долгой преамбулой и перейду непосредственно к теме, которая является важной, как в процессе ИСЦЕЛЕНИЯ, так и САМОИСЦЕЛЕНИЯ.
Я не оговорился, ибо исцеление на практике – это энергия ЗЕЛЁНОГО ЛУЧА безусловной любви, льющейся из духовного сердца. А одной из удивительных проявлений данной энергии является ПРОЩЕНИЕ, как осаждение или материализация одного из духовных качеств-состояний ЛЮБВИ, преображающих всю природу человека, включая физическое тело.
СУТЬ ПРОЩЕНИЯ
Итак, что же такое прощение и зачем оно нужно нам, в особенности для умирающего на предсмертном ложе? Ведь не секрет, что буквально каждый из отбывающих в мир иной ощущает дыхание смерти, и час ухода, и ощущает важность закрытия неразрешённых обид, недосказанных слов, незавершённых дел по отношению к любящим людям или тем, по отношению к кому была допущена непоправимая оплошность или даже преступление.
А каков механизм причинно-следственной связи между чувством, вины, обиды и собственно милостью прощения? И удел ли это только Бога или его представителя – священнослужителя – прощать, отпуская прегрешения? Отнюдь.
Как однажды сказал протоиерей Александр Мень в своей проповеди на Прощённое воскресенье: «сегодня нам напоминают о падении Адамовом, о нашей общей греховности, ибо Адам — это есть все мы с вами. Все мы отпали от Бога, все мы пошли своими путями. Все мы находимся в непослушании, в самовольном блуждании, и все мы стоим перед Лицом Божественного милосердия. Как бы ни был грешен и слаб человек, если он захочет изменить свою жизнь, Господь пошлет ему для этого силы».
В Дуэтике прощение ни что иное, как простое щедрое нисхождение благодати или любви ТВОРЦА, которое и так льётся на нас каждое мгновение нашей жизни, что подтверждает сказанное протоиереем.
«Наша подготовка — в наших руках. Мы люди, живые люди, и если бы не умели прощать друг друга, то весь мир превратился бы в ад, хаос злобы». – А. Мень.
Возможно, многие и не догадываются о том, что неумение искренне прощать себя и других людей не просто особенность личности, но серьёзное искажение восприятие с далеко идущими последствиями, причём не только поведенческого характера. И речь здесь идёт о болезни, крайним проявлением которой является онкология.
БОЛЕЗНЬ И ПРОЩЕНИЕ. РАК И НЕСПОСОБНОСТЬ ПРОЩЕНИЯ
«Как только человек заболевает, ему надо поискать в своем сердце, кого надо простить». — Луиза Хей.
Что есть болезнь? Отсутствие здоровья? Наличие болезненных симптомов / синдромов?
Болезнь – это уровень нашего отношения к самому себе — от эксплуатации здоровья, до бережливо осознаваемого понимания его важности и ценности.
Но, зачастую до осознания дело доходит лишь, когда болезнь уже слишком выражена, чтобы её игнорировать. Да и в этом случае внимание обращено не собственно на сохранение, восстановление и восполнение здоровья, а на борьбу с болезнью. Ведь что собою представляют современные медицинские учреждения, как не храмы болезни, где все мероприятия, направленные на лечение, ни что иное, как определённый ритуал поклонения недомоганиям в их бесчисленных формах выражения.
«Болезнь взлелеяна обществом, которое отдает ей пальму первенства. Почему? По двум причинам: во-первых, болезнь служит оправданием слабости и, следовательно, ненаказуемости индивида, а во-вторых, обеспечивает каждому члену общества в случае его болезни то же прощение и защиту, какие он демонстрирует сам по отношению к другим. Мы проявляем доброту к другим, тем самым заранее обеспечивая себе защиту в случае возможного личного заболевания». – А. Менегетти. Психосоматика.
И в этом случае прощение общества по отношению к конкретному индивиду – это эдакая медвежья услуга ибо, несмотря на право болеть, это право весьма сомнительного качества, ибо рассматривается медицинским сообществом, как естественное невежество, коим весьма ловко можно манипулировать.
«…Человек сам, как правило, является причиной собственных болезней и страданий… и почти всегда он сам виноват в том, что болен и что должен за это просить прощения у общества». – С. Грэхем.
Но бо/ле/знь всего-навсего это божественное лечение знаками, посылаемыми сигналами, свидетельствующими о нарушении гармонии, как рассматривает это Дуэтика.
И пускай, эти знаки часто не столь лицеприятны, или содержат в себе энергию боли и страдания, их как раз и трудно не заметить.
Но, к сожалению, акцент не всегда расставляется правильно. Более того, стремление избавиться от болезни любой ценой, без проникновения в суть и причину её вызвавшую, часто не приводит к должному результату – осознанию и изменению себя.
Особенно это ярко выражено в случае так называемых «неизлечимых» или тяжёлых болезней и состояний их сопровождающих – рак, инфаркт, инсульт, наряду с другими психосоматическими заболеваниями.
«Причиной вашей боли являются не травмы, пережитые вами в течении вашей эволюции, а нежелание соприкасаться со своей болью, нежелание испытать страх и печаль и вылечить свою боль прощением». А. Л. Джоунс. Телос. Книга 3. Протоколы Пятого Измерения.
«Непрощение — это та самая природа ума, так же как и природа созданного умом ложного “я”, эго, неспособная выживать без раздоров и конфликтов. Ум не может простить. Только ты можешь. Ты становишься присутствующим, ты входишь в тело, ты чувствуешь вибрации мира и спокойствия, исходящие из Сущего. Вот почему Иисус сказал: “Прежде, чем войти в храм, прости”. – Экхарт Толле.
Карла и Стефания Саймонтон в статье «Системы веры и управления эмоциональными аспектами злокачественности» проанализировав более чем двести медицинских исследований, пришли к заключению, что таки существует связь между эмоциональных факторами и возникновением злокачественных заболеваний. Причём, они выделили четыре характерологических особенности, присущих таким пациентам:
- выраженную склонность таить обиду и заметную неспособность к прощению;
- тенденцию к самосожалению;
- слабую способность к развитию и поддержанию долгих и значимых отношений;
- крайне низкую самооценку.
Более того, «Саймонтоны предположили, что, возможно, в основе всех перечисленных характеристик лежит общая единая матрица, проявляющаяся в течение всей жизни: фундаментальное отрицание. Согласно их данным, эта матрица максимально проявляется из-за утраты горячо любимого объекта за 6-18 месяцев до диагностирования онкологического заболевания или же люди прямо подвергались жестокому физическому обращению». – С. Гроф. Человек перед лицом смерти.
ПРОЩЕНИЕ И ВИНА
Наверное, сложно рассматривать прощение вне контекста вины, в особенности в правовом обществе, в котором вина является «доказуемым» деянием.
Но если пойти ещё дальше и вспомнить мифологические сцены вечного проклятия и образы трагических героев, воплощающих страдание без надежды на прощение, — Прометея, Тантала, Сизифа, Вечного Жида Агасфера, то тогда чувство вины предстанет в более широком свете.
Так почему же в образах мифических героев и в сегодняшнем обществе существует презумпция вины и часто доказать свою невиновность или некому или собственные аргументы априори не берутся в расчёт, в особенности если на вас поставили клеймо, клише или причислили к разряду неблагонадёжных.
На примере упомянутых мною героев прошлого наверняка это сделано намеренно, дабы неповадно было посягать на могущество избранных/ элиты/богов, ну или же искажённая идея вечного искупления была настолько сильной, что была, буквально, впитана ими с молоком матери и воспринималась естественной «ношей» героев, посягнувших на «высшее царство».
Но, как бы то ни было, нет вечной вины, как и вечного приговора и, соответственно, искупления, но лишь причинно-следственная связь, которая может и должна быть осознанна и разрешена с помощью прощения или, точнее, самопрощения.
А теперь попробуем вникнуть в этимологию слова извини, которое мы употребляем повсеместно, ожидая заветного прощения или, как минимум, понимания.
Часто употребляя распространённое слово: извини, мы мало или совсем не задумываемся о его сути.
Из/вини или из/вините, с точки зрения Дуэтики, есть не что иное, как вини (обвиняй), используя Закон Отражения, а также Закон Кармы – «что посеешь, то и пожнешь».
Другими словами, напоминание о том, что прощая – просто щадя «я» другого человека, мы возвышаемся, эволюционируем и добавляем в энергетическую копилку человечества ещё больше любви.
Кроме того, прощая другого человека, мы не кристаллизуем негативных импринтов* в структуре его личностной природы, а также не создаем в своем поле эмоциональных потоков обиды и/или гнева/недовольства.
Если хочешь получить от другого человека то, что было бы сложным в обычных ситуациях жизни, сделай его виновным (обвиняя в чём-либо). Обвинив и пристыдив, ты сможешь проявить затем жалость во спасение.
Да, именно жалость, а не сострадание будет той спасительной соломинкой, которая позволит чувствовать провинившемуся обласканным и не лишённым благодати прощения. Так неосознанно поступают многие (дублируя родительские модели), а некоторые используют это намеренно.
Но, прощение — это прерогатива самого человека. Так как виновность, зачастую, весьма спорное понятие. Оно перестаёт быть таковым, когда сам человек чувствует вину и никак не иначе. Ибо тогда теряется весь смысл нашего существования, в котором вина один из самых мощных учителей и катализаторов нашего роста?!.
Осознание того, что лежит в основе формирования чувства вины, есть способность предотвращения её появления, или, как минимум, её ослабления. А это, прежде всего, отсутствие веры в себя, как в совершенную душу, скрывающую свой истинный лик под маской несовершенной личности.
В этом смысле самым трудным является факт прощения самого себя через безусловную любовь, ведь для этого необходимо раскрыть своё отягощённое обидой, виной, сомнениями, печалью и страхами сердце, позволив энергии Изумрудного/Зелёного Луча исцелить его.
Важно помнить, что сердечная чакра – это вместилище тихой, всеохватывающей и всё наполняющей РАДОСТИ. И часто для открытия её полузакрытых лепестков, не достаёт именно ПРОЩЕНИЯ и САМОПРОЩЕНИЯ.
В контексте рассматриваемой нами вины — это осознание ограничения, требующего изживания и исцеления.
И в этом смысле прощение не только врачует, а и действительно ослабляет страдания души и тела, и не только в случае вины.
На одном конце вины почти всегда – обида. Ибо любимый нами человек: ребёнок, родитель, партнёр, своей непроизвольной или сознательной реакцией обиды рождает «комплекс вины».
Причём страдания, в таком случае, усиливаются у «обидчика» в случае признания вины, и у «обиженного», когда «обидевший» не раскаивается.
Вместе с изживанием вины падают прочие устаревшие эмоциональные «стены» страдания с кирпичами страха, стальными опорами гнева, перекрытиями стыда и оконными рамами обид. А перед нашим взором предстают новые горизонты возможностей на эволюционном пути восхождения.
ОБИДА И ПРОЩЕНИЕ
Все мы родом из детства. И именно в этой, индивидуальной и коллективной колыбели человечества формируются сильные и слабые стороны нашей личности, и куются черты характера.
На третьем году жизни, каждый из нас, благодаря умению ходить, разговаривать и взаимодействовать разными способами со средой окружения, начинает познавать бесконечную вариативность и изменчивость предметов по отношению к себе.
Чувство собственного «я» мало-помалу обретает очертания личной значимости через стремление к самостоятельности и самоутверждению. И часто в этом первичном контакте собственного эго с другими, формируется конфликт, именуемый как первый и главный кризис детства.
Данному периоду сенситивности свойственны многие аффективные реакции, которые формируют зарождающийся психопортрет индивидуальности с теми или иными поведенческими перекосами или отклонениями. К примеру, если ребёнок обидел свою младшую сестру, то часто готов просить прощения у всех (включая родителей и даже посторонних людей), кроме неё.
Такая реакция — не исключение, но результат не только воспитательной роли родителей, но и неосознанное «воспоминание» о своих личностных характеристиках на момент ухода из земного плана, исходя из предыдущего жизненного опыта.
Причём обида имеет своё местоположение в теле – поднимаясь из солнечного сплетения в грудную клетку и часто даже доходя к горлу, образуя комок. А это уже предтеча формирования психосоматических заболеваний.
Невзначай обиду в сердце я впустил
И на душе так муторно, тоскливо
Не смотря на то, что я уже простил
Того, кто поступил со мною некрасиво…
Обида – это классический способ манипулирования чувствами и поведением близких нам людей с целью достичь желаемого результата.
И если в детстве это в чём-то оправданно, то во взрослом периоде это существенная помеха, тормозящая не только ваше духовное и личностное развитие, а и серьёзно усложняющая ваши взаимоотношения с собой и миром.
Поэтому простить обидчика, кем бы он ни был, даже если этот обидчик вы сами, необходимое условие взросления. Ибо как свидетельствуют Листы Сада Мории: «растить обиду — плохой сад».
САМОПРОЩЕНИЕ
Самым трудным является факт прощения самого себя и признание того, что всё происходящее с тобой есть разнообразный и ценный опыт.
Способность самопрощения — это природная способность освобождения от ограничений личности, благодаря избавлению от давящих чувств недостойности, вины, стыда, обиды.
«Прощение служит тому, чтобы отпустить недовольство и, таким образом, отпустить обиду. Это происходит естественным путем, стоит лишь осознать, что недовольство не служит никакой другой цели, кроме усиления ложного самоощущения. Прощение — это о том, чтобы не сопротивляться жизни, это позволение жизни проживать себя через тебя. Альтернативами являются боль и страдание, а во многих случаях даже и физические недуги, которые чрезвычайно сильно препятствуют течению жизненной энергии». – Экхарт Толле.
Если мы неспособны простить себя, нам вряд ли под силу по-настоящему простить тех, кто нас обидел и кто был катализатором наших страданий.
Самопрощение — это принятие любых травмирующих опытов прошлого не как дуальности негативно — позитивно, но как опыт взросления, формирующий нашу целостную индивидуальность.
Самопрощение — это возможность допущения собственных ошибок, какими бы катастрофичными они не казались. В этом смысле самопрощение есть не что иное, как исцеление израненной личности распростёртыми объятиями души, безусловно любящей и принимающей любое наше несовершенство.
Благодаря волевой решимости достичь цели, многие негативные реакции преобразуются в радость творчества. А чувство благодарности автоматически действует как эликсир здоровья.
Но даже в случае духовного устремления и молитвенной просьбы, перекладывание прощения только на Всевышнего – это нежелание взять ответственность за своё изменение с одной стороны, и непризнание собственного душевного водительства/высшего «Я»/Солнечного Ангела и его божественной и творящей способности милосердия и сострадания, с другой.
ПРОЩЕНИЕ И ПРОШЛОЕ
Когда мы говорим о прощении или в особенности о самопрощении, мы всегда подразумеваем своё отношение к тому, что уже свершилось в прошлом.
Как свидетельствует Суфийская мудрость: «размышление о прошлом связано с прощением (как нужно прощать). Благодаря такого рода размышлению приходит понимание, что поступки должны быть добродетельными, речь — правдивой, а прощение — полным».
Другими словами, необходима инспекция прошлого с выявлением психоблоков, сформировавших не только травматические переживания в эмоциональном и ментальном телах, а и «негативное клеточное восприятие» на уровне нашего ДНК.
“Прощение” — это термин, который в ходу уже 2000 лет, но представление большинства людей о том, что он означает, продолжает оставаться очень неглубоким и весьма ограниченным. До тех пор пока ты будешь исходить из своего самоощущения, уходящего корнями в прошлое, ты не сможешь по-настоящему простить ни себя, ни других. Истинное прощение возможно только через доступ к силе настоящего момента, которая является твоей собственной силой. Это приводит прошлое в беспомощное, бессильное состояние, и ты глубоко осознаешь то, что ничто из того, что ты сам когда-либо делал или что было сделано по отношению к тебе, не в силах даже слегка задеть лучезарную суть того, кто ты есть. Тогда вся концепция прощения становится ненужной. — Э. Толле. Сила момента сейчас.
Прощение себя – это изживание детских / юношеских комплексов, страхов, негативных переживаний, усиливаемых нынешним, недостаточно гармоничным мировосприятием.
«Осознавая, чем вызвана вина в прошлом и исследуя ленты памяти, мы можем найти именно то, что вызывает блок или ограничение сегодня».
Не исцеленные эмоции вины, обиды, стыда, страха, гнева обитают как энергетические подписи или инграммы*(буквально, от лат. engram — след на клетке) в клеточной памяти, обновляясь много раз, пока они не будут исцелены.
«Ко всему, что существует в клеточной памяти, можно получить доступ в настоящий момент с намерением и пониманием. Нет необходимости предпринимать путешествия в прошлое, чтобы раскрыть все прошедшие события». — Так свидетельствует эзотерическая истина.
Иными словами, гипнотическая или осознанная регрессия (памятование о том, что ты изменяешь наряду с телесным, эмоциональным и ментальным перепрограммированием, куда мощнее и ценнее чем работа с бессознательным) не всегда ключ к решению проблем с эмоциями, застрявшими в подсознании.
Возможен и иной сценарий развития, как, например, в случае методики, позволяющей «здесь и сейчас» ментально, эмоционально и телесно войти в блокировку/напряжение/дискомфорт и устранить его. Кстати, таким способам я обучаю на своей школе ПСИХОСОМАТИКИ & СОМАТОПСИХИКИ.
ПРОЩЕНИЕ – ПРЕКРАЩЕНИЕ КАРМЫ
Неспособность прощения, как мы уже рассматривали – не только источник страданий личности, а и источник возникновения психосоматических заболеваний, включая бич человечества – рак.
Более того, прощение – это духовный елей, способный облегчить боль расставания, предательства, измены, разногласий и многого другого, что расстраивает нашу природу. А в случае неспособности прощения, все эти состояния не только травмируют нашу душу, а и как было сказано, блокируют здоровую работу тела.
Кроме того, прощение обусловлено кармически, и способно изменять нашу судьбу.
Много на сегодняшний день также сказано о Карме и причинно-следственных связях жизни. Но, часто упускается из виду, что «смягчить» кармические следствия и даже нейтрализовать их возможно благодаря божественной силе ПРОЩЕНИЯ.
«Для достижения удовлетворительного результата переживающий должен выйти за пределы события эмоционально, этически и духовно, подняться над ним и, в конце концов, простить и обрести прощение. Испытуемые неоднократно заявляли, что по их ощущениям, нет разницы, были ли они источником зла или жертвой в отрицательной кармической ситуации. Как оказалось, впечатывается двоичный травматический паттерн. На глубоком уровне эмоциональное состояние садиста-мучителя аналогично состоянию испытывающего мучения, и яростный порыв убийцы сплавляется с мукой умирающей жертвы. Неспособность простить и переступить через свое страдание, оказывается, столь же способствует кармическому впечатыванию, как и активно совершаемая несправедливость и насилие». – С. Гроф. Области человеческого бессознательного.
В Законе Одного карма характеризуется следующим образом: «карму можно было бы назвать инерцией. Действия, запущенные в движение, будут продолжаться. Прощение – это прекращение инерции действия».
В данном случае идёт речь не только о прощении других но, прежде всего, прощении себя.
Это основное условие изменения, в котором человек, как сознательное и самотворящее существо дезактивирует/обнуляет программы, наложенные его душой на личность, обучая её существованию в ограниченной реальности.
В противном же случае как свидетельствуют Листы сада Мории: «Пусть протекает река Кармы, ибо запруда часто грозит наводнением».
ПРОЩЕНИЕ КАК ПРИНЯТИЕ И ДОПУЩЕНИЕ НЕПОНИМАНИЯ
Erare humanum est — так гласит древняя поговорка, означающая то, что человеку свойственно заблуждаться или ошибаться. В нашем несовершенном мире — это довольно распространённое явление ещё и в силу того, что сколько людей, столько мнений относительно своих мыслей, действий, эмоций. А это значит, нет единых критериев самооценки, а также способности оценивать других. Отсюда столько стенаний, дискомфорта, негативизма, обособленности, отчуждённости и, соответственно, НЕПОНИМАНИЯ.
Другими словами, главной трудностью является способность беспристрастного и безоценочного ПРИНЯТИЯ, как самих себя, так и других людей. Поэтому таким ценным и поистине значащим является ПРОЩЕНИЕ, как признание способности быть несовершенным и не вписывающимся в общепринятую или индивидуальную модель ВОСПРИЯТИЯ.
«Принять – это не значит согласиться и не всегда значит оправдать, принять – это значит простить и взять на себя ответственность за то, чтобы дальнейшие действия не вызвали реакций самоотрицания». — Марк Воронов. Психосоматика.
Но, если простить других — дело обычное, особенно если это чужие или незнакомые люди, то со своими близкими, родными и друзьями — куда сложнее, ибо наделив их определёнными характеристиками и качествами, мы не допускаем часто реакций, не вписывающихся в привычную модель восприятия. Отсюда столько боли, обид, чувства вины и разочарований.
Но, есть и подводные камни прощения, так, к примеру, А. Менегетти в своей книге Проект «Человек» пишет: «часто акт прощения делает нас соучастником разложения личности. Зачастую прощение сопровождается фальшью, человек ожидает, что другой осознает его великодушие и святое благородство. Об истинном прощении можно говорить только тогда, когда субъект хочет отдавать, может отдавать и здоров для этого».
Как бы то ни было, а способность ПРОЩЕНИЯ — божественна по природе.
ПТСР СТЫД И ПРОЩЕНИЕ
Когда мы говорим о прощении близких и родных нам людей в случае непонимания — это одно, но как быть, когда в памяти, как зияющая сочащаяся и незаживающая рана о физическом насилии или переживании околосмертного опыта или смерти дорогих нам людей, которые ассоциируются с конкретными людьми или государствами?
Есть ли коренное отличие от такой травмы прошлого для самого факта прощения. Несомненно, и не только с точки зрения морали и мировоззрения, а и с точки зрения соматопсихической, ибо тело по-разному реагирует на те или иные проблемы/травматический опыт в смысле «переваривания» такого конфликта со всеми вытекающими из этого биохимическими последствиями и составляющими. И в этом смысле интересны свежие исследования ПТСР.
«В то время как страх, как известно, является доминирующим аффектом, связанным с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), наличие и возможное влияние других эмоций изучены не так хорошо. Недавние изменения в диагностических критериях добавили гнев, вину и стыд наряду со страхом в качестве значительных эмоциональных состояний, связанных с расстройством. Причём, стыд — это частое, часто плохо узнаваемое продолжение травмы, возникающее в результате значения, которое отдельные места уделяют травмирующему опыту и последующим межличностным и экологическим событиям. Признание стратегий регулирования позора и дезадаптивного стыда в лечении и лечении ПТСР имеет решающее значение.
Тем не менее, поскольку стыд часто считается болезненной и дискомфортной эмоцией, он может быть не решен в терапевтической обстановке как клиентом, так и терапевтом. Изучение потенциальных связанных со стыдом изменений в самооценке, близких межличностных отношениях и социальной интеграции рекомендуется лицам, которые испытали ряд травм, чтобы выявить и устранить любой скрытый стыд». — Терри Ф. Тейлор. Влияние стыда на посттравматические расстройства: неужели мы не видим очевидного? (2015).
Если рассматривать стыд как продолжение травмы, то стыд может потенциально проявляться как первичная эмоция, возникающая как перитравматическая реакция во время травмирующего воздействия или как вторичная эмоция через процесс последующей когнитивной оценки значения и его будущих последствий, или как оба.
Как писал исследователь Пракаш Гангдев: “отвращение общественных наук к прощению было подорвано публикацией книги «Прощай и забудь: исцеление от боли, которой мы не заслуживаем» Льюиса Смеда, богослова, который вызвал интерес, приведший к эмпирическим исследованиям. После чего психология развития, социальной сферы, здоровья и личности начали изучать и пропагандировать прощение.
Были также опубликованы клинические применения прощения в качестве терапевтического вмешательства. Международная кампания по прощению и финансируемые исследования прощения в последние два десятилетия создали предпосылки для большей осведомленности о прощении. Прощение использовалось в качестве учебного пособия с благотворным эффектом (Левенсон М.Р., Олдвин С.М., Янкура Л. 2006; Van Dyke CJ, Elias MJ. 2007), а также было показано, что оно полезно для жертв жестокого обращения (инцеста — Фридман С.Р., Энрайт Р.Д. 1996; супружеское насилие — Рид Г.Л., Энрайт Р.Д.) и неверности (Ди Бласио Ф.А. 2000),.
Еще одним стимулом для прощения стали последние события в движении «Позитивная психология», когда прощение признается в качестве положительного психологического атрибута. (Селигман М.Е., Стин Т.А., Парк Н, Петерсон С. 2005). Аналогичным образом, растущий интерес к духовности также способствует повышению осознания прощения. Кроме того, существует определенное признание того, что прощение может быть важным компонентом психотерапии.
Психоаналитики, поведенческие и когнитивные терапевты признали важность прощения в исцелении. Существует необходимость в адаптации путем сотрудничества в целях поддержания социальной стабильности, и это может произойти только в том случае, если поиск мести заменяется прощением.
Прощение связанно с улучшением физического и психического здоровья. А исследования по психофизиологии и нейровизуализации демонстрируют возможные биологические основы для прощения. Таким образом, прощение — это не только добродетель и моральный акт, но и терапевтический потенциал.
СПОСОБНОСТЬ ПРОЩЕНИЯ
«Жизнь научила меня много прощать, но еще больше — искать прощения». — Отто Фон Бисмарк.
Не секрет, что умение прощать не наследственное качество, но способность, которую необходимо развивать.
Известный поэт и бард Булат Окуджава утверждал, что «прощение – это недосягаемое совершенство». Но это именно то совершенство, которое может быть востребовано каждым из нас, благодаря любви к себе, миру и его несовершенным творениям.
«Прощать означает не обращать внимания, вернее, смотреть сквозь эго. Ты смотришь сквозь эго на разумность, имеющуюся в каждом человеке и являющуюся его сутью. Не старайся отпустить свое злопамятство. Когда ты стараешься его отпустить, стараешься простить, — это не работает. Если же ты видишь, что у злопамятства нет никакой другой цели, кроме укрепления твоего ложного самоощущения и удержания его на прежнем месте, то прощение случается естественным образом. Это освобождающее видение. Осознание этого есть подлинное прощение. С прощением твое отождествление с образом жертвы растворяется, и появляется твоя истинная сила — сила Присутствия. Ты больше не осуждаешь тьму, а вносишь свет». — Экхарт Толле. Новая Земля.
Другими словами, прощение — не данность, а способность, которой необходимо учиться и овладевать, расширяя способность душевного вмещения через Радушие (связь с собственной природой Света через его излучение).
И в этом смысле способность к прощению замечательно выразил в своём стихотворении, УМЕЙ ПРОЩАТЬ один из моих любимых поэтов и писателей Борис Пастернак:
Умей прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай святым лучом добра,
Иди без колебания в стан прощающих,
Пока горит Голгофская заря.
Учись прощать, когда душа обижена
И сердце словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал людей Христос.
Умей прощать. Прощенье это сила.
А месть бессилия признак роковой.
И камни не прощения в могилу,
Мой друг и брат, не уноси с собой.
Учись прощать естественно, как дышишь,
Как воду пьёшь и ешь насущный хлеб,
Ведь Бог тогда твои молитвы слышит,
Когда в тебе горит прощенья свет.
Умей прощать. Прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В борениях молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощенье радость скрыта,
Великодушие лечит, как бальзам;
Кровь на Кресте за всех была пролита;
Умей прощать, чтоб ты прощён был сам!
ВЕЛИКОДУШИЕ, РАДУШИЕ И МИЛОСЕРДИЕ — ДУХОВНОЕ ПРОЩЕНИЕ
«В духовном мире царит дух прощения. Этот мир не имеет возраста, и точно так же — весь наш учебный процесс и наши задачи. Нам будут даваться другие возможности и шансы в нашей борьбе за собственный рост и развитие». — Майкл Ньютон. Путешествие души.
Прощение традиционно является концепцией, которая заложена в религии, и все основные религии обсуждают прощение. Махабхарата прославляет прощение. Джайны наблюдают, как Дивас Кшамавани (день прощения) ищут и дарят прощение.
Прощение также упоминается в буддийских, христианских и сикхских писаниях, а также в Коране.
Философы и специалисты по этике широко обсуждали эту тему (от Канта, Кьеркегора до современного французского философа Деррида], и прощение было концептуализировано как в качестве ценности, так и в качестве слабости.
Мне же ближе Деридовское прощение, которое должно быть «исключительным, невозможным, выходить за рамки правил и норм. Оно даже невозможно и безумно (как и справедливость). Безусловное прощение может быть только даром, который выходит за пределы юридических норм и государства, а относится к личному, к памяти о прошлом». — Jacques Derrida. Прощать: непростительное и неотступное.
Если мы способны подняться над собственными ограничениями и несовершенствами в область МИЛОСЕРДИЯ и ПРОЩЕНИЯ, значит в нас проявлена высшая человеческая суть, отмеченная божественной печатью ВЕЛИКОДУШИЯ.
Однако, прощение себя — вовсе не забвение собственных недостатков и несовершенств. Это кропотливый труд и спокойное/сдержанное/взвешенное отношение к неизбежным тягостям жизни.
«Если бы только индивидуумы признали свою высочайшую и серьезнейшую ответственность перед Богом, они бы поняли, что мир уже разбалансирован своим проявлением отрицательной кармы, и что закон требует и зовет к тому, чтобы великая мощь изобильных вод милосердия излилась на пересохшую почву человеческого сознания и утолила нестерпимую жажду сердца — жажду прощения, и пламени прощения, и освобождения прощением». — Архангел Задкиил.
А вот что говорит нам о карме и прощении Гуань Инь, Бодхисаттва Востока, Посредница Милосердия: «Когда вы призовете закон прощения, когда вы придете к Я Христа, священнодействующему у алтаря вашего сердца, тогда обретете покой. Знайте, что пламя прощения появляется и поддерживается благодаря вашим собственным усилиям, направленным на исправление всякого зла.
Но если неверные действия повторяются, если это продолжается, то вам будет отказано в пламени прощения, ибо прощение не может быть даровано, если нет раскаяния и возврата на путь с Богом».
Наука Изречённого Слова свидетельствует: «Вы живете в такой час, когда можете максимально использовать пламя милосердия. Призыв прощения дан вам — простая мантра, написанная возлюбленным сыном Эль Морией.
Он даровал эти строки, чтобы вы могли читать мантру прощения, где бы ни находились, с пониманием того, что прощение является залогом вашего контакта с собственным Я Христа.
Первое произнесение мантры предназначено для прощения своего «я», благодаря чему вы можете прощать другие «я». Будьте великодушны к себе… Так повторите эту благородную мантру:
Я ЕСМЬ дающий здесь прощение,
Прочь гоню страх и сомнения,
Всех навек освобождая,
И победой окрыляя.
Я взываю полновластно
О прощеньи ежечасно,
Сущему всему прощая,
Милость всюду изливаю. (Зх)
И действительно, «источник прощения для устранения любого преступления против закона — трансмутация кармы». Так утверждает Эль Мория, Владыка Первого Луча, Глава Дарджилингского Совета Великого Белого Братства.
И в этом смысле наиболее мощным средством трансмутации является энергия 7 Космического Луча Церемониальной Магии и Закона «Фиолетовое Пламя — Высочайший дар Бога – Вселенной — Струящееся прощение Милосердия для истребления греха и раздора.
Фиолетовое пламя — это духовное вино прощения, качество милости, которая, по словам Порции, «не действует по принуждению»:
«Как легкий дождь она спадает с неба
На землю и вдвойне благословенна:
Тем, кто дает и кто берет ее». — Шекспир Уильям, «Венецианский купец», действ. 4, сц. 1.
ТИМУС – ЖЕЛЕЗА ПРОЩЕНИЯ
В своём материале СЕРДЕЧНЫЕ ТАЙНЫ: ТИМУС И АНАХАТА я писал, что тимус – железа радости и сострадания. Но, кроме того, вилочковая железа также физический центр прощения, духовным же центром является сердечная чакра Анахата, совсем не зря называемая на Востоке Непобеждённой страстями.
Как один из главных органов иммунитета вилочковая железа с возрастом уменьшает секрецию гормонов, что естественно сказывается на устойчивости к заболеваниям в связи со старением и преобладанием процессов распада над процессами синтеза.
Однако такая картина наблюдается не у всех. Точнее, те из нас, кто занимается оздоровлением и поддержанием себя в активной форме, не только замедляют процессы разрушения и старения, а и тормозят инволюцию железы.
Тимус, как физический аналог сердечного центра является ретранслятором эмоционально-чувственной жизни человека через любовь и её проявления.
Чем больше мы любим и выражаем любовь через сострадание, милосердие, прощение, самопрощение, тем выше вероятность торможения инволюционных процессов в железе.
Именно в прощении содержится мощное пламя любви, выжигающее любое наше несовершенство, создавая тем самым стойкий иммунитет от вирусов стяжательства, бессердечности, алчности, злобы, вранья, обособленности, эгоцентризма.
Так пусть же освобождающий меч прощения не оставит ни одного узла негативных привязок на наших энергетических телах!
ПРОЩЕНИЕ – СЕРДЕЧНОЕ ПЛАМЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Благодаря культивированию прощения, развиваются качества СОСТРАДАНИЯ – индивидуального восприятия мира, как единого организма, в который ты можешь внести крупицу целостности и блага. Так прощение трансформируется в благословение, принятие – в глубинную и осознанную любовь, смещающую фокус с личности на душу. При этом качество безусловной любви разрастается цветком жизненности в масштабе Вселенной через видение группового плана, цели и задач души и её созвучия с другими душами.
Прощайте себя и всех, кого только можете и за всё, без исключения. Нет ничего, за что бы мы не могли простить других людей, ибо это наш ум, наше восприятие и его концепции. Все его ограничения и искажения – главная помеха на пути к свободе.
Прощение — это самая мощная божественная милость присущая каждому из нас. Она преображает, прежде всего, ваш мир, расширяя его до беспредельности и способности вместить ещё бо́льшую любовь.
Прощение самого себя или своей несовершенной личности – вот пусковой механизм для преобразования действительности и её восприятия через кристальную призму ЛЮБВИ сердечной Чаши, пропускающей свет и задерживающей всё затемнённое и несовершенное.
Извини себя,
Измени любя.
И в заключении данной статьи, моё интервью на данную тему, как говорится, на злобу дня.
Примечания*
ПТСР* — посттравматическое стрессовое расстройство или постравматический синдром — тяжёлое психическое состояние, которое обычно возникает после перенесённой физической, психологической, сексуальной травмы, угрозы смерти, а также у участников боевых действий, характеризующееся частичной потерей памяти (выпадение памяти о травмирующих событиях и высокий уровень тревожности). В нашем ДНК, практически у всех есть программа с данным синдромом, связанная с другими воплощениями и травматическими опытами, которая автоматически запускается/включается при сценах насилия, страдания и пр.
Импринты* — (буквально от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) — это существенный опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, запечатленные в подсознании и сформировавшие у человека убеждение или целую совокупность убеждений.
Инграммы* — это полная, вплоть до мельчайшей подробности, запись каждого ощущения, имевшегося в момент полной или частичной бессознательности, вызывающая в дальнейшем отключение от рационального мышления или поведения (аберрацию) у человека. Инграммы составляют основу многих психосоматических и психических заболеваний. В подсознании человека может одновременно находиться множество инграмм. Они, словно мины замедленного действия, выплывают под влиянием ассоциативных обстоятельств и вызывают болезненное состояние организма.
Использование данной статьи или отдельных её фрагментов разрешается только с индексируемой гиперссылкой на автора и на сайт: www.kolesha.ru
Рекомендуемое:
ШКОЛА ПСИХОСОМАТИКИ & СОМАТОПСИХИКИ — помощь в раскрытие способностей исцеления и самоисцеления через онлайн обучение.
ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО — помощь в раскрытие сердечного центра и исцелении травм прошлого.
КОНСУЛЬТАТИВНО-РАЗРЕШАЮЩАЯ ПОМОЩЬ — эконом пакет из пяти часовых сеансов, включающих диагностику и коррекцию психоэмоциональных и физических недомоганий и проблем.
Похожие статьи:
12 КАЧЕСТВ ГАРМОНИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА
СЕРДЕЧНЫЕ ТАЙНЫ: ТИМУС И АНАХАТА
Рекомендованные видеоматериалы:
СВОБОДА ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ ЧАСТЬ 1
СВОБОДА ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ ЧАСТЬ 2